Апостол Мария

balenru ©  XXI  All Rights Reserved.  

Главная. Проза. Стихи. Юмор. Статьи. Пьесы. Сценарии. Интервью. Журнал. Контакт.
Главная Проза Стихи Юмор Статьи Пьесы Сценарии Интервью Журнал Контакт

Само по себе существование Евангелия от Марии, пускай даже не вошедшего в канон Нового Завета, показывает, насколько велик был авторитет этой женщины. Ее роль в истории христианства  гораздо глубже и значительнее, чем собирательный образ кающейся грешницы. Она долгое время сопровождала Иисуса Христа, помогая ему,  была рядом на Голгофе и стала первым вестником Воскрешения. Более того, как свидетельствуют сами апостолы, Мария стала ближайшим учеником Иисуса, что говорит о незаурядном уме этой женщины. Иисус часто вел с Марией философские беседы, смысл которых она смогла раскрыть в своем Евангелии только после смерти Христа.

Ее с полным правом можно считать 13 апостолом.

Обращение Марии

Так с чего ж начался праведный путь Марии Магдалины? Некоторые считают, что Мария  блудница, которую (по законам того времени) должны были побить камнями. Иисус спас женщину от расправы, сказав: «Пусть тот из вас, у кого нет грехов, первый бросит в нее камень». В нашумевшем фильме Мела Гибсона «Страсти Христовы» встреча Марии Магдалины с Христом происходит именно так. Эффектная сцена, но гораздо достовернее выглядит другой библейский эпизод.

  В Евангелие от Луки описывается, что когда Христос отдыхал в доме некоего Симона, к нему пришла женщина с алебастровым сосудом, полным драгоценного мира. Плача, она стала поливать ноги Христа слезами, отирать их волосами и мазать их миром. Симон знал ее, и он усомнился в праведности Христа,  потому что тот позволил грешнице прикоснуться к себе. Эта женщина, наиболее достоверное, и есть Мария Магдалина. Судя по этому эпизоду, Мария не была  бедна (мир, благовонное масло, стоил тогда очень дорого). Возможно, она была любовницей богатого горожанина, и поэтому считалась грешницей. Подчеркну -  это всего лишь предположение, потому что нет точных сведений о жизни Марии до встречи с Иисусом.

За  чистоту помыслов, искреннее раскаяние, Иисус простил этой женщине все ее грехи. И уже в следующей главе Евангелия от Луки упоминается имя Марии Магдалины среди следующих за Христом.

Любовь духовная или….

Многие современные историки говорят о том, что у Христа и Марии была любовная связь. Вот доказательные, по их мнению, факты. В некоторых, частично восстановленных страницах Евангелия от Марии есть строки о том, что Иисус целовал Марию. В беседе Марии с апостолами Петр говорит о том, что Спаситель любил ее больше, чем остальных женщин. А то, что Мария хотела обнять воскресшего Иисуса, якобы свидетельствует об их несомненной близости. И как основное  подтверждение  -  знаменитая картина Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Художник изобразил Христа и двенадцать его учеников, причем по его правую руку сидит женщина. В этом можно убедиться любому, стоит только внимательно всмотреться в лица персонажей этой картины. Несомненно, это Мария Магдалина. Это говорит о том, что  да Винчи считал Марию настолько значимой, что поместил ее рядом с Христом. О ее присутствии на вечере в Библии не говорится, хотя это вполне допустимо:  Мария была полноправной ученицей Иисуса. То, что да Винчи поместил ее по правую руку Христа, только подтверждает значимость Марии.

Но некоторые современные «теологи» усмотрели в этом иной смысл. Как вариант - эпизод из скандально известного фильма «Код Да Винчи». С помощью компьютерного редактирования создали зеркальную копию Марии и поместили ее по левую руку Христа. Получается такой эффект - голова Марии лежит на плече Иисуса. Это сделали главным «секретом» картины да Винчи как неопровержимое свидетельство их любовных отношений. Хотя это более чем нелепо - на этой вечере, как, впрочем, хорошо видно на картине,  ученики Иисуса оживленно друг с другом беседуют, ведут философские разговоры, что совершенно естественно. Хочется еще раз подчеркнуть - это было не свадебное застолье, и не просто банальное пиршество, где Иисус сидит в объятиях своей «возлюбленной». Но и это не самое главное. Очевидно еще и  другое - тот, кто таким образом пытается «обновить» Новый завет, несомненно, далек от учения Христа, потому что искажает саму суть его учения. «Возлюби ближнего, как самого себя» -  извращают эти слова Иисуса, придавая им не духовную, а физиологическую основу, и все только ради скандальности, искусственной сенсации. Для таких людей само понятие человеческой души давным-давно утрачено. По сути, это и есть антихристы.

Возле Иисуса: исцеление

Иисус  излечил Марию, как и многих других: по преданию он изгнал из нее семь бесов. Значит, у Мария был тяжелый душевный недуг? Известный  французский историк, теолог 19 века Эрнест Ренан («История первых веков христианства») пишет о Магдалине, как о женщине «очень экзальтированной». Он упоминает о том, что Мария страдала нервной болезнью, «по наружному виду необъяснимой». Душевную болезнь Магдалины можно объяснить. Она была недовольна своей жизнью, не соответствовавшей ее интеллектуальному и духовному потенциалу. Мария впала в депрессию. В наши дни это самое распространенное нарушение психики.

Магдалина отреклась от своей прежней жизни, прониклась идеями Иисуса, уверовала в них всем сердцем и пошла за ним до самого конца. Вместе с остальными женщинами, тоже Мариями  (матерью Христа и сестрой матери), она присутствовала на казни Христа. И Мария Магдалина первая, к кому он явился после своего Воскрешения и с кем говорил.

Вестница Воскрешения

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине Эрнест Ренан объясняет именно ее нервной болезнью. Он считает, что потрясение от казни Иисуса вызвало у Марии галлюцинации, и что явление Христа - плод ее больного воображения. А  глубокая вера и красноречие  позволил Магдалине убедить в этом остальных апостолов. Однако в Новом Завете апостолы сами описывают явление им Христа и то, что он говорил с ними. Что это - массовая галлюцинация? А может, Мария обладала даром гипноза? Или действительно тогда произошло что-то сверхъестественное?

Наиболее убедительный ответ на этот вопрос дает Р.К.Баландин -  современный писатель, автор многочисленных научных, публицистических, документально-художественных произведений. В его книге «Тайны Туринской плащаницы» версия Воскрешения Иисуса весьма правдоподобна. Автор, проанализировав результаты исследования Туринской плащаницы, на которой, как известно, сохранился отпечаток тела Иисуса Христа, сделал вывод: раны на теле Христа не были смертельны, и что вряд ли они стали причиной его смерти. Вполне вероятно, что Иисус не умер на кресте. Он впал в забытье или ввел себя в транс, усилием воли замедлив течение своей жизни.

Мария действительно видела Христа, но не воскресшего, а во плоти. Он пришел в себя, но дни его жизни были сочтены. Истощенный, изувеченный пытками Иисус умирал,  его поддерживала лишь огромная сила его духа. Его последние напутствия человечеству, его последнее дыхание  - в Евангелии от Марии.

Евангелие от Марии.

Момент, о котором идет речь в этом Евангелии приходится между  Воскрешением и Вознесением. Оно дошло до нас не полностью - многие его страницы безвозвратно потеряны. В первой его части, сохранившейся лишь с 7 страницы - учение явившегося ученикам  Иисуса. Речь идет о природе материи, болезни, грехе. Суть сказанного существенно отличается от остальных библейских писаний. Вот некоторые отрывки первой части  Евангелия от Марии:

«…Спаситель сказал: Все существа, все создания, все творения пребывают друг в друге и друг с другом; и они снова разрешаться в их собственном корне. Ведь природа материи разрешается в том, что составляет ее единственную природу». Речь идет о единстве материи вечного возрождения (круговорота) природы. Строки о греховности - Иисус говорит о том, что в самой Природе нет греха, он - от человека. И далее о болезни и смерти: «… Вот почему вы болеете и умираете, ибо вы любите то, что вас обманывает… Материя породила страсть, не имеющую подобия, которая произошла от чрезмерности». Иисус призывает сдерживать страсти, не имеющие ничего общего с духовностью, постоянно растущие потребности. Ведь страсть далека от гармонии, то есть от Природы. Эти слова были последние, сказанные самим Иисусом.

Во второй части Евангелия изложена беседа между учениками Христа - Марии, Левия, Андрея, Петра. Здесь же они просят Марию открыть им суть того, что Христос сказал только ей. И если  в первой части Христос говорил со своими учениками о земном, то в этой части Евангелия, которую он открыл Марии, речь идет о душе, лишенной  телесных оков и начинающей Вознесение.

Для неподготовленного читателя с первого раза достаточно сложно понять, о чем идет речь. Душа, лишенная телесных оков, начинает восхождение, преодолевая на своем пути враждебные сущности. Всякий раз побеждая, душа избавляется от всего несовершенного, что в ней было. Это ее путь к очищению.

Финал Евангелия заключает в себе беседу Марии с апостолами. Ученики в смятении - если Иисуса не уберегли те, к кому он всегда обращался, то что же будет с ними? Но именно Мария сказала, что благодать Иисуса будет всегда с ними и послужит защитой она обратила их сердца и укрепила их веру.

Первая феминистка в мире

Так почему же Евангелие от Марии, при всей своей несомненной подлинности и важности, так и не вошло в Новый Завет?

В те времена женщина считалась существом второго сорта, все ведущие роли в обществе принадлежали мужчинам. Официальное признание Евангелия от Марии, включение его в Библию  повлекло бы за собой существенные изменения религиозных традиций,  основ самого христианства, возросло бы влияние женщины в обществе, и потеснило бы безраздельную власть мужчин во всех областях жизни. А тогда одним из могучих столпов власти была именно религия. И то, что Иисус доверил свое последнее слово женщине, еще раз доказывает искренность его учения, его слов. Он не разделял людей ни по половому признаку, ни по званиям, ни по положению в обществе. Из самого Евангелия ясно, что  Христос ценил в Марии прежде всего ее ум. Там есть строки о том, что когда Мария увидела Христа, и приняла его воскрешение без страха и сомнений, Христос сказал ей: «Блаженна ты, ибо не дрогнула при виде меня. Ибо где ум, там сокровище» (Еванг. от Марии).

Эпоха духовного Возрождения

Евангелие от Марии, это бесценное послание человечеству, написано от имени женщины, и в этом тоже есть глубокий смысл. Ведь женщина - это символ жизни, продолжения рода на Земле. Однако не стоит думать, слова  Евангелия от Марии раскрывают путь очищения души только после смерти. Последнее слово Христа - о духовном совершенствовании, ведь к освобождению души надо стремиться при жизни. Не стоит забывать, что человек - уникальное, совершенное создание биосферы (природы, области жизни). Только со временем он позабыл об этом, отдавая предпочтение материальным благам, создав техносферу, которая постепенно поглощает своего же создателя. И, как следствие - человек становится все более далеким от природы, он отрекается от нее, что абсолютно противоестественно, а потому и может привести к необратимым последствиям. Возможно, Евангелие от Марии одно из основополагающих звеньев эпохи духовного возрождения.


Баландина Елена

Апостол Мария