Людмила Чурсина

balenru ©  XXI  All Rights Reserved.  

Главная. Проза. Стихи. Юмор. Статьи. Пьесы. Сценарии. Интервью. Журнал. Контакт.
Главная Проза Стихи Юмор Статьи Пьесы Сценарии Интервью Журнал Контакт

Нести себя достойно




Людмила Алексеевна Чурсина.

Дата рождения: 20 июля 1941 года.

Место рождения: в Сталинабаде (ныне - Душанбе)

Рост:177 см.

Гороскоп: Рак, Змея

Любимая еда: грузинская кухня, лобио, острые соусы, блюда из грибов.

Образование: Театральное училище им. Б. В. Щукина (1963).

С 1963 - актриса академического театра им. Евг. Вахтангова, с 1965 - киностудии Ленфильм, с 1974 - Академического театра драмы им. А. С. Пушкина в Ленинграде, с 1984 - Центрального академического театра Советской Армии (ныне - ЦАТРА).

Карьера: народная артистка СССР, лауреат Госпремии РСФСР, Гран-при XVII Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне.

Лучшая актриса 1969-го года по опросу журнала "Советский экран".

Лауреат государственной премии имени братьев Васильевых (1970), за участие в фильмах: "Виринея", "Угрюм-река", "Журавушка").

Некоторые из кино работ: Когда деревья были большими (1961) На семи ветрах (1962) Донская повесть (1964) Туманность Андромеды (1967 Адъютант его превосходительства (1969) Приваловские миллионы (1972) Открытая книга (1973 Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976) Русь изначальная (1986) Дело Сухово-Кобылина (1991) и это далеко не полный перечень

  Ее роли - мечта любой актрисы. Настасья Филипповна, леди Макбет, жена Павла I Марья Федоровна, Анфиса Козырева, Олеся, Виринея…

Когда говоришь о Людмиле Чурсиной, хочется избежать банальных восхвалений. И когда она вошла - высокая, стройная, в элегантном костюме, и я услышала ее глубокий, завораживающий голос, такой узнаваемый, на мгновение показалось, будто я перенеслась в другой век. Именно потому, что весь ее облик дышал столь редким для нашего времени благородством. Утонченность манер, шарм, легкий, как вуаль, покров таинственности, чего-то того, что не доступно простому пониманию… Нет ни нарочитой простоты, ни излишней наигранности. В ней воплощено все очарование зрелой женственности. Рядом с ней понимаешь - годы не властны над тем, у кого молодая душа, внутренняя красота. И это либо дано, либо нет. Но не хочется, чтобы мой портрет выглядел идеально-монументальным.  Остроумие также присуще Людмиле Алексеевне, она может рассказать анекдот «в тему», с ней не испытываешь никакого внутреннего дискомфорта. Как и у любого человека, в ее повседневной жизни хватает «подводных камней», однако, как сильная духом женщина, она не привыкла «выпячивать» свои проблемы. С Людмилой Алексеевной можно говорить на любые темы - от социальных до духовных, и, главное, ей есть, что сказать.


О Беларуси

Беларусь и Россия пытаются объединиться, а у меня нет ощущения, что мы разъединены. В Беларуси у меня столько друзей, с ней связаны замечательные воспоминания. Здесь я много снималась, часто гастроли длились  месяц. А  творческие встречи, поездки по стране, эти потрясающие церкви, монастыри.… Все это живо во мне, и поэтому я  бесконечно радуюсь тому, как Беларусь выстаивает, несмотря на весьма ощутимый негатив, какие-то санкции против нее. С каким достоинством держит себя на международной арене, ни под кого, ни под что, ни под какую американизацию не поддаваясь, сохраняя свою самобытность, свое лицо.  Вообще, Минск мне всегда давал ощущение надежности, спокойствия.  Конечно, как в жизни любого города, любой страны, здесь есть свои проблемы, шероховатости, все это естественно. Но всякий раз, когда бываю здесь коротко, дня 2-3, мне очень уютно - я встречаюсь с друзьями, меня узнают. Я пытаюсь узнавать настроение людей, их мысли. Мне радостно, что у людей есть надежда, что  они еще верят и живут не с опущенными крыльями и душами.


Людмила Алексеевна, вы -  член совета РАН (Российской Академии Наук), председатель комиссии по проблемам театра, музыки, кино, в мировой и русской культуре. Вы пытаетесь как-то исправить ситуацию в этой области?

Я еще не волшебник, я только учусь. И у меня все в груди как-то съеживается, оттого, как это высоко и ответственно звучит. И больше всего мне бы не хотелось выглядеть в этом чеховским свадебным генералом. Я была на первом заседании научного совета и мне было очень интересно слушать разных умных людей, и как каждый бьется за свою тему, за свою проблему. Может, я как-то в это войду, не знаю. Хотя, по поводу всего кинематографа, театра, я бы не взяла на себя ответственность, миссию произносить последние слова и вершить, делать какие-то выводы. Но если так случится, я буду говорить об этой нише, которая мне близка, интересна, за которую я болею. В ней многое начинает вызывать недоумение. Однако, как каплю воды можно проецировать на океан, так и любая сфера нашей жизни - наука, медицина, театр, кино - это тоже составная часть нашего общества. Это как эпидемия гриппа - болеют почти все. А сейчас кинематограф стал более-менее выздоравливать - есть уже первые признаки. Появляются интересные, серьезные картины. В них уже не пиф-паф, куски тела, киллеры и братки с растопыренными пальцами, а  узнаваемые человеческие проблемы.


Как вы относитесь к преобладанию шоу-бизнеса и просто бизнеса среди служителей муз?

«Служение муз не терпит суеты», а сейчас как раз такое время, когда как раз служение муз и время суеты. Да, все это пришло в жизнь драматических актеров театра и кино. Сейчас медийность, раскрученность становится главенствующими.

 Одно из таких проявлений - возобновление антрепризных спектаклей, однако они хоть как-то помогают выживать драматическим актерам, в театре ведь зарплата, мягко говоря, не очень. Есть два театра: Захаровский и МХТ(бывший МХАТ)-Табаковский, у которых масса спонсоров. А в остальных театрах не простое положение. Антерпризные спектакли, в связи с отсутствием больших гастролей, по соображениям экономической сложности, вновь пришли в нашу жизнь. Поначалу они были «сделаны» наспех, несколько халтурно, но зрители были даже этому рады. Ведь где-то в отдаленных городах, республиках, вообще никто не появлялся - это было востребовано. Сейчас антрепризный спектакль приобрел абсолютно рыночную ипостась. Огромная конкуренция, куда стремятся все. Но те, кто эти спектакли творит, прокатывает, для них первое - это спектакль медийный, этот не медийный. Даже если ты народный, заслуженный, потрясающий актер - это вторично. Теперь главное, чтобы актер уже примелькался на телеэкране, и не важно, в каких сериалах. Потому естественно, что молодежь стремится туда. Хотя сейчас очень много талантливой молодежи.


Сейчас и в кино, и на телевидении постоянный «набор» одних и тех же актеров. Их, можно сказать, «склоняют» на все лады. Это один из способов раскрутиться, проложить себе путь к признанию, популярности?

Я читала статью Марка Захарова, где он это называет «мельтешение лицом». Это плохо действует на актера, его лицо «смыливается», особенно когда идут съемки из сериала в сериал. Зритель уже не понимает, кто из какой серии. Причем создалась уже определенная группа актеров - он прошел в первом фильме, создается второй, потом третий. Я это все понимаю и не осуждаю. Ведь в сериалы идут все. Начиная от Ольги Волковой, потрясающей актрисы. Ей надо содержать семью,  нужны деньги на операции мужу. Таня Васильева, Татьяна Догилева… Я их прекрасно понимаю. Но однажды я была на каком-то сериальном «кастинге». Это было длинное помещение, в виде ангара, где слоняются  молодые актеры, студенты, еще нигде не снявшиеся, но очень надеющиеся куда-нибудь попасть, где-то мелькнуть, «засветиться», состоятся. У всех такой пресмыкающийся, готовый на все вид…. Это печальное зрелище.


Они и будут сниматься в низкопробных сериалах, фильмах, идти против своих же взглядов, убеждений, только бы только бы заработать, и не важно в каком проекте.

Сейчас, когда интересуешься у своих коллег: а в чем ты снимаешься, интересная роль? Это равносильно тому, чтобы в 37 году спросить: кого у вас в семье расстреляли или за что посадили.


Но есть и исключения. Например, Женечка Миронов. У него, в общем, интересные роли, он очень многоплановый артист. Недавно была церемония вручений премии «Россиянин года». Я должна была его вручать Жене Миронову,  приготовила «тронную» речь. И я призвала, чтобы зрители поаплодировали той, которая подарила России такого талантливого человека. И еще он мне бесконечно импонирует в том, как достойно держится, и не оброс какой-то пеной, недоступностью.   Актеры такого уровня, как он, позволяют себе выбирать. Однако, таких очень немного.


Кого еще вы можете выделить среди современных актеров?

Олега Меньшикова, с ним я работала в театре Российской армии, когда только-только туда пришла. Александра Балуева, тоже из нашего театра. Забавная закономерность - как только уходят из нашего театра, сразу же становятся очень известными. Саша Домагаров… ну к  Саше это меньше всего относится, потому что он уже стал злоупотреблять  всякими сериалами, хотя они не такого уж низкопробного уровня, но все равно, он много где повторяется.


Что вы можете отметить как положительный сдвиг?

Сейчас такое время, когда, особенно мужская половина актеров, стали понимать, что от их внешней формы, от их спортивной подготовки многое зависит, что это необходимо.

Раньше актер мог себе позволить потерять форму, ходить с животом уже в 35-40 лет. Стоит весь оплывший, какой-то квелый, со спины не поймешь - то ли тетка, то ли мужик. Сейчас этого нет. Особенно у тех, кто имеет возможность ходить в тренажерные залы, спортивные клубы.


Наверно, сегодня свои условия диктует само время?

Да, наверно. Однако, сегодня во главу угла, вместо каких-то ценностей, идеалов поставлен золотой телец. Когда все продается и все покупается, как можно судить актеров, у которых семья, дети. Сейчас, жизнь идет по горизонтали, в плане потребления. Всегда говорили, что встречают по одежке, провожают по уму, а сейчас и встречают, и провожают только по одежде. Какой фирмы у тебя часы, от какого кутюрье костюм… И тут все ясно - им больше не с чего о человеке судить.  Жизнь в стиле «Рублевка лайт». Этот сериал я видела всего пару раз.  В нем достаточно правдиво отражается пресыщенная  жизнь. Сейчас  у нас люди по наличию денег делятся на две категории - 1 - которым нечего считать, 2-я, у которых их так много, что считать не стоит.

Однако рядом все равно есть и обычные, нормальные люди, которые еще пытаются сохранить свое лицо, не преступить черту и достойно выживать при сегодняшней ситуации. Они работают, творят.


За тем или иным отрезком времени всегда стоят люди. Как вы считаете, кто сейчас «правит бал», задает современный ритм?

Было время, когда вдруг из мутной воды  выплыли непонятно какие рыбы. Кто успел - схватил кусок. Они сейчас на гребне. Мне врезался в память один случай. Я шла в союз кинематографистов на заседание. Стою на переходе, зеленый свет. Огромные джип, затемненные стекла,  едет, не останавливаясь. Люди стали возмущаться. Приоткрывается стекло,  сидит - лоб в сантиметр, затылок, переходящий в спину, какая-то непомерная цепь с огромным крестом. Лузгает семечки и плюет шелуху в окно на проходящих людей. Я тогда подумала - вот знак времени. Место интеллекта переходит в шею. Сейчас они все стали более цивилизованными, пообтесались, научились кое-каким тонкостям, создали фирмы, концерны, а суть, такое вот нутро осталось. Суть всегда остается.


Все начинается с детства, со школьной скамьи.  Сейчас во многих Московских школах (это постепенно приходит и к нам) модно включать в программу такой предмет, как актерское мастерство. Чтобы вести себя более раскованно, прятать свои комплексы. Пирогов, знаменитый, талантливый хирург и педагог, считал, что главный воспитатель - это сама жизнь, и если человек учится актерствовать с юного возраста, то он приучается больше казаться, чем быть.

Настоящая актерская школа построена на том, чтобы человек даже на сцене не казался, а был. Требование органики, естества и полной отдачи, ставить себя в предлагаемые обстоятельства, ситуации. Весь мир - это театр, сказал великий. Мы постоянно играем роли, даже не замечая этого. Входя в кабинет начальника, мы одни, приходя на рынок мы другие, входя в метро мы третьи, общаемся с друзьями - четвертые.  Все зависит от того, как ты относишься к окружающим тебя людям. Ролевая ситуация  для человека естественное состояние.  Другое дело, если это актерство для того чтобы просто казаться, во что-то играть.… Когда человек специально фантазирует и, обладая не лучшим вкусом, пытается изображать светскую даму, или эдакого ловеласа или, наоборот, святого. Когда такое наблюдаешь, это всегда выглядит грустно и нелепо.


Грустно, даже трагично, когда человек  со временем приучается лгать самому себе, забывает, кто он есть на самом деле, когда теряет себя, настоящего

К самому себе настоящему человек идет все жизнь. Человек - это Микрокосмос, и подчас мы не ожидаем сами от себя каких-то реакций, мыслей каких-то движений души. Это все время открытие, огромный труд, ведь надо постоянно работать над своей душой, над своими мыслями.

Когда Борис Зайцев, наш современник, человек, из круга Бунина, Набокова, состоящий в нашей российской духовной элите, был на Афоне, он встретился с одним из самых суровых монахов. Этот монах десятилетиями жил отшельником, на хлебе и воде, и никого не принимал. Борис Зайцев, беседуя с ним, спросил: работая над собой, денно и ношно, прожив такую большую, долгую жизнь, вы, наверно, уже достигли внутри такой святости, чистоты помыслов, что для вас не представляет никакой сложности жить с самим собой. На что тот ответил: «Вы ошибаетесь, самое сложное - это бороться со своими мыслями».  

И действительно, ведь через мысли и воздействует нас, этот самый, рогатенький, эти темные силы. И это отражается буквально на всем.


Мода подвержена этому в первую очередь, ведь она является зеркалом времени. Что из области современных модных веяний вам совершенно не импонирует?

Сейчас у большинства наращенные ногти. Я смотрю на них и думаю - это же неудобно - ни глаз почесать, ни пуговицу застегнуть. Самое главное - это впечатление хищных когтей. И такими когтями не очень удобно возится с маленьким ребенком,  только если  есть бона, няня и все прочее. Сейчас в моде быть похожим на какого-то монстра - заостренные ногти,  черные волосы дыбом. Однако я думаю, что это временное увлечение,  и, переболев этим, те же молодые особы захотят потом выглядеть как-то уютней, по-человечески.

И потом, почему все должны быть одинаковыми, худыми, отстраненными, лицо говорит: «не подходи, а то укушу». Надо «нести» на лице нормальное человеческое выражение. Я не очень люблю слово «элита». Однако она есть -  интеллектуальная, духовная, творческая. Это люди  держат себя с достоинством, у них присутствует какое-то внутреннее богатство. Причем ногти у них красивые, ухоженные. И одеты они модно, но не кричаще, с очень тонким вкусом, шармом.


Как уберечь, спасти себя от себя самого, от каких-то негативных проявлений? Что может помочь?

Не случайно в Отче наш сказано: «избави меня от лукавого»,  и молитвах  Ефрема Сирина: «Господи, не дашчъ ми праздности души». Праздности - это не просто так ничего не деланье, а состояние души, в которой лукавство и пустота, отсутствие веры в то, что мы являемся детьми нашего Творца, Космоса. А ведь совесть присутствует у всех. У кого-то она в загоне, кто-то ее утрамбовывает куда-то, на самое дно прямой кишки,  а в ком-то она очень живо существует как постоянный контроль и действует, как полицейский. Но я думаю, в глубине каждый всегда знает, где он покривил душой, когда слукавил.


Но и ложь бывает разная, говорят «ложь во спасение», ложь для того, чтобы избавить человека от каких-то своих проблем, пощадить. Тогда это получается вовсе и не ложь. Вы сами часто прибегаете к этой спасительной лжи?

Когда спрашивают: ну как, у тебя все нормально? Хочется ответить так: ну какое нормально, когда болеют родители, когда у внучки проблемы, когда то, се, пятое-десятое. Когда постоянно думаешь: будут роли, не будут. Или вдруг предложат что-то вовсе неприличное, и ты будешь в этом сниматься, потому что нужны средства. Однако во все времена свои испытания выпадали любому поколению. Сегодня, наверно, идет самая ожесточенная борьба добра и зла, а поле боя - сердце и душа человека. И конечно, очень много уходит сил,  чтобы на этом поле победителем оставалось добро. Но так не всегда получается, к сожалению.


Обмануть время - сейчас повальное увлечение среди женщин,  и это вполне понятно - они хотят отдалить старость, усовершенствовать свою внешность. Современные достижения в этой области медицины открыли путь к искусственной молодости, искусственной красоте. Что вы можете сказать по этому поводу?

Мне жалко женщин, которые всю жизнь заботятся только о своей красоте. А время обмануть невозможно. Ведь и в 20 лет быть уже быть безрадостным, нелюбопытным, неблагодарным жизни молодым стариком.  Когда я увидела интервью с женой Даниила Андреева, то сперва не поняла, что это она. Ей исполнилось 90 лет. И совсем не было заметно, что это очень пожилая женщина, настолько ее лицо светилось, эти распахнутые прекрасные глаза. Сколько добра источала каждая ее клетка и какой интересный разговор, какая удивительная память, как она читала стихи, посвященные ей Даниилом. Она меня тогда поразила.

Еще есть Ани Жирардо, которая не тянет затылок к пяткам, а пятки к ушам,  она очень достойно несет свой возраст, для нее он не бремя. Как Анна Моньяни сказала - «я никогда ни одной своей морщинки не уступлю, потому что эта моя боль, это моя жизнь, мои переживания». А если лицо гладкое, как задница, значит, ты никогда в жизни ни над чем ни горевал, ты не плакал, не отчаивался, не радовался, ни хохотал до слез, когда вообще после этого лицо всмятку от хохота.


Ваш рецепт молодости, что надо делать, чтобы так выглядеть?

Мой девиз: мучная диета и никаких тренажеров, спортивных залов и т.п. Я не хожу в фитнесс-клубы, мне некогда и потом очень дорого. К тому же, такого рода нагрузки мне противопоказаны - из-за проблем с позвоночником. Раньше я делала зарядки,  танцевала. Я всегда была очень пластична. Когда я только пришла  в театр, меня называли «гуттаперчевой женщиной». Я и теперь с ходу могу, не сгибая колен, коснуться руками пола. (Людмила  Алексеевна это демонстрирует).

Я многое могу себе позволить - например, в два часа ночи отрезать большой кусок хлеба с медом, с маслом, чай с молоком - прямо, рацион кормящей матери. Это, наверно, конституция - мне не надо бороться с лишним весом.

Однако сейчас я очень подвижна. У меня всю жизнь была брадикардия - пульс 48, 52, и, наверное, идет момент компенсации. Однако физическая форма только половина дела, очень важно внутреннее состояние. У Гете есть замечательные слова: праздная жизнь - это преждевременная старость. Праздная жизнь пока мне не грозит. Я, в общем-то, и пахарь, и жнец и на дудочке игрец.


Сложно ли быть признанной красавицей, известной личностью? В жизни это помогает или мешает?

Слава - приятно, но пусть она в соседней комнате отдыхает. Если об этом думать, с этим носиться - а вы знаете, у меня слава, вот она. И с красотой то же самое. Исходить нужно из того, что у каждого свое понятие красоты. Как это не странно звучит, но поначалу меня многое не устраивало в моей внешности. И операторы всегда говорили, что лицо у меня безумно сложное.     

С годами понимаешь: Господи, лицо, данное тебе, это же настоящее волшебство. Оно - продолжение мысли Природы, это мысль Творца. Уникальная генетическая информация, сохраненная и донесенная тебе твоими далекими предками. Быть может, они передали самое важное через твое лицо, сказав миру о чем-то.

Красота - это прежде всего выражение глаз. Через эту призму я вижу, что у человека живая душа, что он духовен. Это помогает оценивать людей не по принципу  - «носик-ротик-оборотик». Как о красоте писал Заболоцкий  - сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде.

Меня еще радует, как изменились сегодня русские женщины. Они вдруг вытянулась  - длинногие, какие-то удивительные пропорции,  лица. И если за этим еще одухотворенность, работа души, а не просто самолюбование - это прекрасно. А не так -  вот она я, любуйтесь, пока я вам позволяю. И носится со своей внешностью, как с писанной торбой. На уме только массажи, кремы, пилинги, подтяжки, пересадки.


Отпечаток на внешность накладывают стрессовые ситуации, от них нельзя уйти, к сожалению. Как вы избавляетесь от всего негативного?

При всем при том, что я не выгляжу пессимисткой, все равно знание того, что может произойти, что может не получится, поселяет в душе определенную печаль. И она не всегда светлая. Тревога за то, что будет дальше не только в моей личной и профессиональной жизни, но и в жизни моих близких. И если все идет не так, что-то случается, надо оглянуться вокруг. Ведь когда кажется, что у тебя самое большое несчастье, всегда осмотрись, прислушайся, и тогда поймешь, что у кого-то все гораздо безысходнее.


А что у вас вызывает положительные эмоции, является самым лучшим отдыхом?

Я очень люблю простую деревню. Где нет этих изысканных или, наоборот, безвкусно наляпанных огромных дворцов. Где есть избы, да еще петухи кричат по утрам.  Где можно босиком по теплой пыльной дороге, особенно если сначала накрапывал дождик. Тогда земля сверху прохладная, а нога погружается  в теплый песок.

Все это, к сожалению, уходит все дальше и дальше. Я получаю огромное удовольствие, бывая под Ленинградом в Репино. Там у нас с сестрой есть дача. Недалеко музей-усадьба нашего великого художника,  городок кинематографистов. Правда, один единственный кинематографист, который там остался, это Басилашвили. У него более-менее нормальный дом. Остальные - стометровые мраморные бассейны, огромные заборы.

А у нас все открыто.  Чуть дальше живет режиссер и оператор Евгений Мезенцев, который организовал детский фестиваль «Надежда» Он собирает туда детей из Осетии, Беслана из каких-то отдаленных, забытых Богом уголков. Они соревнуются - анимационные фильмы, мастер классы.

Когда он мимо проходит, гуляет с собачкой,  то обычно меня приветствует так: Здравствуй, народная уборщица Советского Союза. Потому что я всегда согнута - любую соринку я должна тут же убрать, что-то выкорчевать, камешек на место положить.

Еще у меня такая привычка, ритуал - каждое утро, когда я выхожу, то благодарю день, благодарю Землю-матушку, которая нас поит, кормит, этот первый и  последний дом для нашей оболочки и который мы порой не уважаем. Мы ее заковали, изрыли, изранили. Конечно, нам еще нужны столетия, чтобы осознать полностью, что наша планета такая же живая, или даже еще более живая, чем мы.


Как, в какую сторону надо пытаться себя изменить, может, что-то исправить, усовершенствовать? И надо ли это делать?

Задумываться, работать над собой необходимо. Это поможет нам как-то изменить наше бытие, не просто  миропонимание, а мироосознание. Мы так зависимы. Мне объясняли, что если протон разделить, одну часть отправить в одну галактику, другую в пятисотую галактику, то все, что будет происходить с одним, будет отражаться и на другом. Они связаны крепчайшими узами. Так же и мы связаны. К сожалению, за нашей суетой мы не умеем общаться со своей интуицией. По молодости она мне очень помогала.

Вообще надо ценить каждое хорошее мгновение - оно уже никогда не повторится. Ведь каждую секунду в нас что-то происходит, конечно, я не имею в виду то, что должно быть стабильным - взгляды, мировоззрение. Я сама к этому долго шла и поняла, что не все так однозначно в жизни, надо посмотреть и с этой стороны, и с той. Потом оказывается, что какое-то событие можно оценивать самым неожиданным  образом.

Есть ценности, которые не должны изменяться  - ценность человеческой жизни, ценность добра. Нельзя в Космос посылать ненависть, злобу. Ведь потом неотвратимо наступает расплата.  


В вашей личной жизни тоже все не просто складывалось. И не раз вам приходилось начинать все практически с нуля. Почему так происходило? Многие не могут отказаться от благополучия, от квартиры, от привычки. И не потому что любят, надеются, а потому, что боятся перемен, правды той же.

Во мне, как в женщине, всегда присутствовал материнский инстинкт. Моим  первым мужем был замечательный, талантливый режиссер Владимир Фетин. Я ему очень благодарна - он меня снял в «Донской повести». А через год после съемок мы поженились. Это был большой ребенок, совершенно неприспособленный к реальной жизни, хотя он был старше меня на 18 лет. Но даже не в этом дело - ему не удалось преодолеть пагубное пристрастие…. Это беда, от которой я устала. И потом наши рельсы разошлись.  Я ушла из квартиры,  в которой мы жили,  которую я выменивала, долго-долго ремонтировала, хотелось  все туда, думала - вот, будет дом. Но потом поняла - не спасает, не поможет, когда исчезает главное. Это как писал Лев Толстой в «Анне Карениной» - «супруги Каренины жили в одном доме, встречались каждый день, но были совершенно чужды друг другу». Когда наступает такая ситуация, это безысходно. Однако во всем я могу винить только себя. Потому что, влюбляясь, я достраивала, я фантазировала, надевала «розовые очки». Любой жест, любое слово я превращала в нечто, близкое к совершенству. Ну а потом начиналась просто обыкновенная жизнь. А быт тем и знаменит, что он всеяден - он может сожрать все, все превратить в ржавчину.  И вот тут и начинается настоящее испытание - когда борешься за свои чувства, пытаешься спасать их, уйти от этого.  Но тот образ, сказочный замок, который сам ты и создал своими фантазиями, ты, оказывается, и полюбил. Потом, когда отваливается одно украшение,  другое,  в результате остается человек такой, каков он есть. Вот этого человека и надо любить. А я, такая романтическая натура, в тех же розовых очках. И поэтому всякий раз разрушались мои нелепые, даже бездарные достройки. Ведь на самом деле нужно было любить самого человека, со всеми его достоинствами, причем не выдуманными. И вообще нас надо оценивать именно по нашим достоинствам, потому что недостатков у нас у всех выше крыши.


Как по-вашему, что такое счастье?

У каждого свое понимание. На этот вопрос сложно ответить с ходу. Хочется выглядеть умнее, оригинальнее и начинаешь выдумывать формулы. Вот в фильме «Доживем до понедельника» - счастье - это когда тебя понимают. С годами начинаешь осознавать, как это важно, когда тебя понимают. Это уже пол-любви, ее большая часть.

Но еще более мудро об этом сказала девочка в какой-то телепередаче, как говорится, устами младенца. Ей было лет 8.

У нее были невероятные глаза - голубые, распахнутые, не опечаленная еще ничем светлая душа. Ведущая у нее спросила - как по твоему, что такое счастье? Она сперва эти голубые озера на нее перевела, потом вроде бы куда-то вверх, в Космос. И он ей дал ответ. Счастье, - сказала она - это когда у тебя есть жизнь.